РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IVклассов,
IIступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов,
IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
учреждений общего среднего образования
Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка.
Авторы:
Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент;
Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
I. Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета».
II. Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
— правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
— психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
— гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
— на оценке родителями собственного жизненного опыта;
— на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
— на стабильном общении детей и их родителей;
— на формировании атмосферы поиска новых знаний;
— на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
— на развитии творческих способностей членов семьи;
— на умении видеть результаты развития детей;
— на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
— формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
— повышение интереса родителей к самообразованию;
— удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
— повышение уровня педагогической культуры родителей;
— активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
— развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
— охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.