Здоровое питание — здоровый ребенок
В настоящее время, к сожалению, питание некоторой части современных школьников претерпело существенные изменения. Их рацион зачастую состоит из сплошных перекусов и перехватов, питания набегу, в перерывах между уроками, кружками, секциями и другими повседневными делами. И не потому, собственно, что на нормальный приём пищи у них нет времени, а потому, что либо в семье не организовано правильное питание, либо у ребёнка не сформировано правильное отношение к проблеме питания вообще и к своему здоровью в частности…
Читать далее
Следует понимать, что если взрослым такое питание набегу может сходить с рук довольно долго, то детский организм очень быстро начинает реагировать различными нарушениями, которые взрослые долгое время не замечают, списывая их на плохое поведение, капризы, лень, невнимательность и др. А зря. В таких случаях нужно, прежде всего, проанализировать характер питания ребёнка, который в детском и подростковом возрасте должен более строго контролироваться, чтобы обеспечить рост и развитие детей, нормальную работу нервной и эндокринной систем, формирование скелета, а также поддерживать работоспособность ребёнка, предупреждать развитие миопии (близорукости), анемии и сформировать адекватную адаптацию к окружающей среде (социальную и физиологическую). Социальная адаптация – это умение жить в социуме, то есть умение приспосабливаться к ситуации и к окружающим людям, соответствовать требованиям, умение строить и реализовывать жизненные планы. Физиологическая адаптация — это способность организма приспособиться к изменениям внешней среды (перепадам температуры и давления, к повышенной солнечной активности, к сухости и влажности). Человек с нормальной адаптацией более вынослив, реже болеет и меньше устаёт.
Для нормальной работы организма, нервной системы вообще и мозга в частности, с пищей нужно получать целый набор важных компонентов питания. Прежде всего, это ненасыщенные жирные кислоты и жирорастворимые витамины А, Д, Е, основными пищевыми источниками которых являются нерафинированные льняное, подсолнечное, оливковое масла, рыбий жир. Достаточно употреблять 1-2 столовых ложки смеси этих масел в день в составе продуктов. Рыбий жир необходимо принимать всем в течение всего холодного периода регулярно в профилактической дозировке.
Чтобы получить весь набор минеральных веществ и витаминов, мы должны, по мнению учёных, использовать не менее ста видов растительных продуктов, включая зелень и приправы, листовые и травяные чаи, специи. Список продуктов получается очень широкий: это и бобовые (горох, фасоль, соя, чечевица), орехи и семечки любые, и все овощи, в том числе все виды капусты (цветная, белокочанная, кольраби, брокколи), фрукты и ягоды по сезону в любом количестве. Каждый день необходимо употреблять не менее 4 любых фруктов среднего размера (яблоки, апельсины, груши) и около 300 граммов различных овощей. Это могут быть салаты, винегреты, овощной суп или борщ, овощная нарезка, гарнир из тушёных овощей. Всё годится. Полезны также каши из цельных круп (гречневой, овсяной, перловой, пшённой), которые могут использоваться каждый день в качестве гарнира или как самостоятельное блюдо, так как содержат весь набор необходимых веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минералы. Очень важным продуктом для детей являются яйца. Трудно переоценить их значение в питании детей. Их можно давать школьникам каждый день в любом виде.
Хотя бы 1-2 раза в неделю детям нужно готовить рыбу. С точки зрения дополнительного поступления в организм йода более полезна, конечно, морская рыба и другие продукты моря.
Каждый день дети должны получать молочные продукты. При их выборе отдавайте предпочтение традиционным продуктам: молоку, кефиру, ряженке, творогу, сыру, сметане.
Кроме того, чтобы ребёнок был здоров, он должен получать горячее питание не менее 3-4 раз в день. Завтрак при этом обязателен. Во-первых, дети, которые ежедневно сытно завтракают, лучше учатся, у них лучше память и показатели интеллекта, они реже пропускают занятия в школе и, что не менее важно, реже страдают от избыточного веса, даже если за день получают больше калорий. Дети, отказавшиеся от завтрака, в школе испытывают такой дефицит энергии, что переедают за обедом и ужином. Это приводит к нарушению обменных процессов и повышению массы тела. Кроме того, те дети, которые регулярно отказываются от завтрака, чаще болеют простудными заболеваниями, чем их «завтракающие» сверстники.
Следует знать, что утро является благоприятным временем для первого приёма пищи, так как после пробуждения начинает активно работать система желудка, выделяя достаточное количество пищеварительного сока для переваривания пищи. Очень важно, чтобы завтрак протекал в спокойной обстановке. Особенно полезен завтрак, содержащий злаки, фрукты, молочные продукты, яйца.
Организм после завтрака готов к работе, хорошо запоминает и усваивает новый материал. Активно работающий мозг нуждается в промежутке между 9 и 13 часами в дополнительном количестве питательных веществ, которые будут полностью усвоены организмом. В школе как раз в это время дети получают второй завтрак. Важно убедить ребёнка не пренебрегать этим приёмом пищи. Он ведь всё равно что-нибудь съест, но, скорее всего, не то, что нужно.
Период с 13 до 15 часов является идеальным временем для обеда, как у детей, так и у взрослых. Не следует откладывать его на более поздний период или отказываться от обеда вообще. В это время активно работают все органы пищеварения, обеспечивая хорошее расщепление и усвоение пищевых масс. Другими словами, всё съеденное будет полностью усвоено и использовано организмом для построения тканей и обеспечения его энергетических потребностей. В обед ребёнка можно покормить традиционным набором, включающим первое и второе блюдо, можно ограничиться только одним первым или вторым блюдом. Всё зависит от обстоятельств. Важно понимать следующее: любое приготовленное дома блюдо – это лучше, чем любой перекус или перехват в виде пирожков, бутербродов, чипсов, роллтонов, сухих завтраков и других продуктов быстрого питания.
Во второй половине дня детям обычно предлагают полдник, который так же вполне оправдан. Кто-то в это время учится в школе во вторую смену, кто-то готовит уроки дома, посещает секции, кружки или дополнительные занятия. В любом случае, затрачивается немало энергии. В зависимости от обстоятельств полдник может состоять из второго блюда с небольшим гарниром, лучше овощным, или он может ограничиться творогом, сыром, овощами, омлетом или просто яйцом, обязательно добавив к ним фрукты. В некоторых случаях полдник может полностью состоять из ягод и фруктов. Полдник ещё тем хорош, что помогает отчасти разгрузить ужин, что очень важно.
Ужинать детям нужно не позднее, чем за 1,5-2 часа до сна. Ужин не должен быть обильным, так как сон с переполненным желудком будет неспокойным. На ужин можно предложить детям творог, рыбу, яйца, овощи, кашу, молоко, кефир, простоквашу.
Детей нужно приучать есть не спеша, тщательно пережёвывая пищу и не отвлекаясь. Приём пищи должен протекать в спокойной обстановке, без ссор и нравоучений. Негативная обстановка во время приёма пищи тормозит выделение пищеварительных соков и ухудшает процесс пищеварения.
Нужно контролировать питание детей вне дома и организовать питание детей в домашних условиях. Старайтесь также, что бы дома всегда было что-то приготовлено, что дети могли бы разогреть сами, убеждайте их не отказываться от школьного питания.
График приема пищи в 2024/2025 учебном году
10.45 – 11.00 I-IV классы (завтрак) |
11.45 – 12.00 V-VII классы (обед) |
12.45 – 13.00 VIII-XI классы (обед) |
14.10 – 14.25 обед ГПД № 1 |
14.10 – 14.25 обед ГПД № 2 |
14.45 – 15.00 полдник V-XI классы |
16.45 – 17.00 полдник ГПД |
Денежные нормы
6-10 лет (одноразовое питание) — 2.08 |
6-10 лет (трехразовое питание) — 5.95 |
11-18 лет (одноразовое питание) — 3.51 |
11-18 лет (двухразовое питание) — 4.56 |
Оплата школьного питания
- Выбрать пункт «Система «Расчет» (ЕРИП)»
- Выбрать последовательность вкладок
- Образование и развитие
- Отделы, управления образования
- Витебск
- Октябрьский р-н ОО
- Питание в школе, гимназии
- Ввести учетный номер учащегося (его можно узнать у классного руководителя)
- Проверить ФИО учащегося, ввести сумму к оплате
- Совершить платеж
Полезная информация
Нормативная документация
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ 13 января 2011 г. № 243-З
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2023 г. №356 О порядке организации питания педагогических и иных работников учреждений образования
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13 августа 2018 г. № 66 О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМУЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации питания в учреждениях образования в 2024/2025 учебном году
Об утверждениии положения о приемке товаров по количеству и качеству от 3 сентября 2008 г. N 1290
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 августа 2023 г. № 555
Информационный сборник технологических карт блюд и изделий
Анкета_для_родителей_по_вопросу_организации_питания_в_учреждениях_общего_среднего_образования
Анкета_для_учащихся_по_вопросу_организации_питания_в_учреждениях_общего_среднего_образования
Сезонное примерное меню
По вопросам организации питания в школах ежедневно (кроме субботы и воскресенья) с 15.00 до 17.00 работает телефон «горячей» линии 37-17-90. Телефон «горячей линии» отдела по образованию Витебского городского исполнительного комитета» 23-51-10.
Помощь по вопросам внедрения в школах итогов пилотного проекта по организации питания осуществляется ежедневно по телефону «горячей линии» 22-43-50 (Мазенькова Наталья Николаевна).