Выпускнику

На данной странице представлены практические рекомендации для уверенного перехода в новую взрослую жизнь.

Актуализирован перечень специальностей и профильных испытаний для абитуриентов

Постановлением Министерства образования от 13 января 2025 г. № 12 в новой редакции излагается перечень групп специальностей и соответствующих им профильных испытаний для лиц, поступающих в учреждения высшего образования для получения общего высшего и специального высшего образования.

образование

В частности, по некоторым специальностям изменятся предметы профильного испытания. Например, на специальности:

  • «Историческое образование», «История», «Регионоведение» «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия», «Управление документами» с 1 января 2026 г. нужно будет сдавать историю Беларуси в контексте всемирной истории (ЦТ или ЦЭ) и обществоведение (ЦТ или ЦЭ), до указанной даты – всемирную историю (новейшее время) или историю Беларуси в контексте всемирной истории (ЦТ или ЦЭ), историю Беларуси или историю Беларуси в контексте всемирной истории (ЦТ или ЦЭ);
  • «Туризм и гостеприимство» с 1 января 2026 г. предметами профильного испытания будут математика (ЦТ или ЦЭ) и иностранный язык (ЦТ или ЦЭ), до 31 декабря 2025 г. – география (ЦТ или ЦЭ) и математика (ЦТ или ЦЭ).

Психологическая помощь выпускнику

Рекомендации психолога по подготовке к экзаменам

  1. При подготовке к экзамену на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, мешающего.
  2. Перед занятиями проветрите комнату, выключите телевизор, радио.
  3. Не рекомендуется заниматься поздно вечером, такая работа менее эффективна, материал не усваивается.
  4. Взяв билет, начинайте готовиться с того вопроса, который, пусть совсем немного, но для вас легче. Напишите примерный план ответа. Когда вы это сделаете, то сразу почувствуете некоторое облегчение. Вы как бы освободитесь от нервозности и вся ваша энергия будет направлена на экзаменационный ответ.
  5. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
  6. Вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.
  7. Вы ошиблись? Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены в своей правоте, лучше согласитесь. Не бойтесь ошибок! Используя ошибки, учитесь лучше разбираться в усваиваемом материале.
  8. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Готовясь к предстоящему экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь. Напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, долгожданного победного ответа. Учитесь ставить конкретные цели и стремитесь к их реализации.

 

Советы ученику, выпускнику, сдающему экзамены

  1. Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует подготовить свое рабочее место. Надо продумать все, чтобы заниматься было удобно, чтобы ничего не отвлекало от занятий, чтобы все необходимое для подготовки к экзамену было под рукой: учебники, пособия, тетради или бумага для записей и другое. Психологи, изучающие влияние цвета на человека, рекомендуют ввести в интерьер цветовые «пятна»: желтые, оранжевые, фиолетовые, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
  2. Необходимо продумать порядок подготовки к экзаменам. Желательно составить план, в котором постараться определить объем материала для ежедневных занятий, с учетом имеющегося на подготовку к экзамену времени.
  3. При планировании ежедневных занятий целесообразно учесть ваши индивидуальные особенности, определить, кто вы – «сова» или «жаворонок». В зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
  4. Составляя план на каждый день подготовки, лучше четко определять, какие разделы предмета вы будете именно сегодня изучать.
  5. Определите для себя как целесообразнее в процессе подготовки распределить изучение сложного или хорошо знакомого материала. Проявляйте в этом вопросе гибкость в зависимости от вашей работоспособности в день подготовки.
  6. Обязательно следует чередовать работу и отдых. Например, 40 минут занятий, 10 минут – отдых. Во время отдыха желательно смотреть вдаль, например, в окно, особенно на живую природу.
  7. Полезно повторять материал по предложенным экзаменационным вопросам.
  8. В конце каждого дня подготовки к экзамену, следует проверить, как вы усвоили материал.
  9. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал при помощи составления планов ответа на вопросы, схем, сравнительным таблиц, причем обязательно это делать не в уме, а фиксировать на бумаге. Когда вы записываете план ответа на вопрос, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, то есть, делаете то же самое, что надо будет делать на экзамене. Планы практически полезны еще и потому, что удобно использовать при повторении материала.
  10. Никогда не надо стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях и понятиях.
  11. Перед устными экзаменами ответы на наиболее трудные для вас вопросов хорошо бы проговаривать вслух стоя перед зеркалом, обращая внимание на мимику, жесты, позу. Психологи установили, что чем больше различия в состоянии человека в тот момент, когда он готовится к экзамену (получает информацию) и сдает экзамен (воспроизводит информацию), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Когда вы рассказываете материал при ответе, вы сближаете эти два состояния. Полезно рассказывать ответы на экзаменационные вопросы кому-либо (родителям, друзьям, одноклассникам).
  12. Обязательно научитесь хорошо выполнять практические задания. Учитесь объяснять, как вы их выполняли, каким был ход ваших рассуждений.
  13. Обязательно посетите консультацию к экзамену, на которой вы сможете выяснить имеющиеся у вас вопросы по экзаменационному материалу, получить рекомендации учителя.

Накануне экзамена

  1. Оставьте один день перед экзаменом на повторение материала, а перед устным экзаменом – время на то, чтобы пересказать ответы на вопросы кому-нибудь или самому себе.
  2. Не следует повторять билеты по порядку. Проведите повторение материала в виде ролевой игры: проиграйте ситуацию экзамена с вытягиванием билетов и ответа на них.
  3. Во время этой ролевой игры, осуществляйте подготовку к ответу: запишите план ответа на вопрос, используйте другие формы записи ответа на вопрос (планы-тезисы, тезисы, таблицы, схемы).
  4. Откажитесь от вечерних занятий, совершите прогулку и рано ложитесь спать.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное – распределение повторений во времени. Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места. Повторение будет более эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут. Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Шкалы перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале

1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»

Отметка по 10-балльной шкале12345678910
Количество баллов
в сертификате
1 — 23 — 67 — 1415 — 2526 — 3233 — 4142 — 5354 — 6768 — 8182 — 100

2. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Математика»

Отметка по 10-балльной
шкале
12345678910
Количество баллов
в сертификате
1 — 23 — 910 — 1819 — 2829 — 3738 — 4546 — 5455 — 6364 — 7677 — 100

3. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Физика»

Отметка по 10-балльной
шкале
12345678910
Количество баллов
в сертификате
1 — 67 — 1516 — 2425 — 3233 — 4142 — 4647 — 5051 — 6162 — 7879 — 100

4. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Химия»

Отметка по 10-балльной шкале12345678910
Количество баллов
в сертификате
12 — 34 — 78 — 1314 — 2526 — 3334 — 4849 — 6465 — 8485 — 100

5. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Биология»

Отметка по 10-балльной шкале12345678910
Количество баллов
в сертификате
123 — 78 — 1920 — 2930 — 3738 — 4748 — 5859 — 7879 — 100

6. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Иностранный язык»

Отметка по 10-балльной шкале12345678910
Количество баллов
в сертификате
123 — 1011 — 2021 — 2930 — 3738 — 4748 — 6566 — 7980 — 100

7. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «История Беларуси»

Отметка по 10-балльной шкале12345678910
Количество баллов
в сертификате
123 — 56 — 1718 — 2627 — 3637 — 4647 — 5657 — 6970 — 100

8. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Обществоведение»

Отметка по 10-балльной шкале12345678910
Количество баллов в сертификате1 — 23 — 56 — 910 — 1920 — 2930 — 3940 — 4950 — 5960 — 7475 — 100

9. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «География»

Отметка по 10-балльной шкале12345678910
Количество баллов
в сертификате
1 — 23 — 56 — 910 — 1920 — 2930 — 3940 — 4950 — 5960 — 7475 — 100

10. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Всемирная история»

Отметка по 10-балльной шкале12345678910
Количество баллов в сертификате123 — 67 — 1213 — 2223 — 3233 — 4142 — 5354 — 7172 — 100

Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 322 «Об учреждении общего среднего образования»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 509 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 июня 2022 г. № 51 «Об определении перечня заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от итоговых испытаний»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13 июня 2011 г. № 28 «Об утверждении Инструкции по порядку изучения белорусского и русского языка иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно живущими в Республике Беларусь, и заявления о недействительности некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 августа 2022 г. № 274 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 8 августа 2022 г. № 234 «Об утверждении Инструкции об аттестации в порядке интернатуры»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 августа 2022 г. № 290 «О педагогическом совете и родительском комитете учреждения общего среднего образования»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 ноября 2022 г. № 450 «О перечне документов, образующихся в процессе деятельности Министерства образования»

О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2025/2026 учебном году