В помощь молодому специалисту

Заповеди начинающего педагога

  • Умей признавать свои ошибки (и уж тем более старайся не повторять их). Не бойся ошибок – на ошибках учатся.
  • Если увидел что-то плохо сделанное детьми, подумай, в чем твоя ошибка.
  • Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве – тебе будет легче понять ребенка.
  • Старайся в любой ситуации представить себя на месте ребенка  (нравится ли, что и как тебе говорит учитель; что ты чувствуешь при этом; каковы твои желания и отношение к нему).
  • Откажись от идеи превосходства, желания залезать в душу ребенка и принуждать его к откровенности; умей выслушать ребенка и ждать, пока он сам захочет рассказать тебе о своих проблемах и сокровенных тайнах.
  • Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.
  • Принимай ребенка таким, какой он есть со всеми его достоинствами и недостатками, ведь и ты не идеал. У каждого человека есть положительные качества, вот и делай на них ставку.
  • Всегда нужно найти то, за что похвалить.
  • Постарайся общаться и сотрудничать с детьми как можно больше.
  • Не делай ничего за ребенка, а делай вместе с ним.
  • Будь готов понять интересы ребят, их взгляды, настроение, моду, кумиров и пр.
  • Жалок педагог, лишенный чувства юмора.
  • Умей выслушать и услышать каждый ответ ребенка.
  • Научись не приказывать, а просить, тогда ребенок все сделает.
  • Помни, человек сложен, даже если ему 10-11 лет.
  • Не будь ханжой в острых и трудных вопросах детской жизни.
  • Научись все видеть и слышать и кое-что не замечать.
  • Не читай много нотаций – все равно не поможет.
  • Не всегда ищи виноватого.
  • Главное достоинство педагога– это чувство справедливости.
  • Не гонись за любовью детей, она сама тебя догонит.
  • Не играй в друзья с детьми, а будь им другом.
  • Поручай детям такие дела, в которых они видели бы результаты своей деятельности.
  • Не выбирай себе любимчиков.
  • Чтобы иметь согласие – уважай разногласия.
  • Не нужно отыгрываться на детях, если у тебя плохое настроение.
  • Не убивай ребенка потоком знаний.
  • Если Вам кажется, что Вас не любят дети, то Вам правильно кажется.
  • Если Вы говорите, что у Вас ужасные дети, Вы правы: у Вас они не могут быть другими.    

Памятка для молодого учителя

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно — недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
  3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» — это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания — дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.
  4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
  6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
  7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  9. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

Рекомендации молодому учителю

Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам. Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником. Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске. Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми. Не требуй на уроке «идеальной дисциплины». Не будь авторитарным. Помни, урок — это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую. Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными «по трафарету». Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски. Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание — вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения. Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно. Неси детям добрую энергию и всегда помни, что «ученик — это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь». Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи. Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого. Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить «планку» трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной. Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт. Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, — не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду. Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для «любимчиков». Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает. Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным. В общении с родителями своих учеников помни, что их дети — самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство. Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам. Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости. Не воспитывай слишком самонадеянных — их будут избегать; слишком скромных — их не будут уважать; слишком болтливых — на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых — с ними не будут считаться; слишком суровых — от них отмахнутся; слишком добрых — их растопчут.

Памятка для наставника молодого педагога

1. Вместе с начинающим учителем тщательно проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.

2. Окажите помощь при составлении календарно-тематического планирования, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий и др..

3. Окажите помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы проработайте вместе. Пригласите на свои уроки, чтобы дать молодому учителю возможность увидеть методический подход к раскрытию наиболее сложных тем.

4. При необходимости вместе подберите дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ и др.

5. Посещайте уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, учите навыкам самоанализа.

6. Содействовать в осуществлении молодым педагогом самообразовательной деятельности (выбор темы, составление плана, подбор методической литературы и др.).

7. Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

8. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в работе.

9. Учите не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.