Внимание! С целью совершенствования деятельности в сфере профессиональной ориентации школьников и решения проблем, связанных с поступлением молодежи в учреждения профессионального образования, Республиканский институт профессионального образования разместил справочник абитуриенту: «Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси» на сайте http://ripo.unibel.by/map
Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение учащихся.
Цель профориентационной работы в школе – помощь учащимся в профессиональном самоопределении в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими интересами, способностями и с учетом требований рынка труда.
Профориентационная работа в школе ведется в ходе выполнения плана профессиональной ориентации учащихся по следующим направлениям:
- профессиональное просвещение;
- профессиональная диагностика;
- профессиональное консультирование.
Работа проводится как с учащимися, так с педагогами и законными представителями учащихся.
Информация о профессиях, средних специальных, профессионально-технических и высших учреждениях образования размещена на сайте учреждения образования и информационных стендах.
Профориентационная работа с учащимися.
В учреждение образования составлены планы совместной работы с УО «ВГПТК машиностроения», УО «Витебский государственный индустриально-технологический колледж», УО «Витебский государственный профессиональный лицей №5 приборостроения».
В учреждении образования существует опыт сотрудничества с Военной академией Республики Беларусь, Витебской государственной академией ветеринарной медицины, Академией МВД Республики Беларусь.
Ежегодно для учащихся 9, 11 классов организуются встречи с представителями управления по труду, занятости и социальной защите населения Витебского горисполкома, Витебского областного центра профессиональной ориентации молодежи.
Для учащихся 5-11 классов в течение учебного года проводятся встречи с представителями различных профессий и специальностей, ветеранами педагогического труда, с выпускниками школы: студентами ВУЗов и колледжей.
В учреждении образования оформлен стенд по профориентации, работают тематические выставки.
Специалистами социально-педагогической и психологической службы проводится цикл занятий по определению профессиональных намерений выпускников по темам: «В мире профессий», «Способности и профессиональная пригодность», «Личность и индивидуальные возможности» и другие.
Педагогом-психологом проводится тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профессиональной направленности («Карта интересов», «Профессиональный тип личности», «Опросник профессиональной готовности» и др.).
По результатам диагностики организуются групповые и индивидуальные консультации.
С учащимися 9, 11 классов проводится индивидуальное собеседование по выяснению предварительных профессиональных намерений (руководство, СППС, классные руководители).
Работа с родителями.
Проводятся родительские собрания (общешкольные, классные), на которых освещается вопрос профессионального выбора учащихся, их самоопределения.
Педагогом-психологом даются рекомендации родителям по снятию стресса у детей в период сдачи экзаменов, ЦТ, поступления в средне-специальные и высшие учреждения образования.
Проводятся индивидуальные консультации для родителей по вопросам выбора профессии, учебного заведения учащимися.
Работа с педагогами.
На совещаниях с классными руководителями в течение учебного года рассматриваются такие вопросы, как:
1. Совместная работа классных руководителей выпускных классов с представителями центров профориентации как основа успешного профессионального самоопределения учащихся.
2. Роль социально-педагогической и психологической службы школы в воспитании культуры трудовой и профессиональной деятельности.