Одарённые учащиеся

Портрет одаренного ребенка
  • Любознательность. Одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. 
  • Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца — способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. 
  • Надситуативная активность (познавательная самодеятельность). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему (способность к «ситуативно не стимулируемой деятельности»). 
  • Повышенный интерес к дивергентным задачам. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. 
  • Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. 
  • Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.
  • Легкость генерирования идей (продуктивность мышления).
  • Легкость ассоциирования. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. 
  • Способность к прогнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. 
  • Высокая концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. 
  • Отличная память.
  • Способность к оценке. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.
  • Особенности склонностей и интересов. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. 
  • Стремление к самоактуализации. Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека (Г. Гольдстейн, К. Роджерс и др.). 
  • Перфекционизм (стремление к совершенству). Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного). 
  • Самостоятельность. Самостоятельность как личностное свойство предполагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.
  • Лидерство. В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. 
  • Соревновательность.
  • Особенности эмоционального развития. В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. 
Инструкция о порядке проведения республиканской олимпиады по учебным предметам
Глава 1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации и проведения республиканской олимпиады по учебным предметам (далее – республиканская олимпиада) среди учащихся учреждений образования, осваивающих содержание образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования,  образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, образовательных программ среднего специального образования на основе общего базового образования, порядок формирования  и подготовки команд Республики Беларусь для участия в международных олимпиадах.

2. Республиканская олимпиада проводится в целях выявления и поддержки наиболее способных, одаренных учащихся.

3. Основными задачами республиканской олимпиады являются:

повышение интереса учащихся к изучаемым учебным предметам, развитие их творческих способностей, углубление теоретических знаний и практических умений, содействие самореализации личности; 

подготовка одаренных учащихся  для продолжения обучения в учреждениях высшего образования;

стимулирование деятельности педагогических работников по развитию способностей одаренных учащихся;

активизация работы факультативных занятий, объединений по интересам;

привлечение научных работников, педагогических работников, аспирантов, студентов к работе по оказанию помощи в пропаганде знаний и организации работы с учащимися;

пропаганда научных знаний и развитие интереса  учащихся к научной деятельности;

подготовка учащихся к участию в международных олимпиадах.

4. Республиканская олимпиада проводится в учреждениях образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования,  образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, образовательные программы среднего специального образования (далее – учреждения образования).

Республиканская олимпиада проводится в каждом учебном году  в четыре этапа:

первый этап —  учреждения образования;

второй этап — районный (городской), а также в учреждениях общего среднего образования областного  подчинения (далее – учреждения областного подчинения);

третий этап — областной (Минский городской), а также в учреждениях высшего образования, реализующих образовательную программу среднего образования (далее – учреждения  республиканского подчинения);

четвертый этап —  заключительный.

5. Республиканская олимпиада проводится по следующим учебным предметам: белорусскому языку и литературе, русскому языку и литературе,  английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам, математике, физике, астрономии, информатике, биологии, химии, географии, истории, обществоведению и трудовому обучению.

6. Для обеспечения проведения республиканской олимпиады  могут привлекаться  педагогические работники учреждений образования,  а также  работники иных  организаций.

Глава 2. Порядок организации и проведения Республиканской олимпиады

7. Республиканская олимпиада проводится в соответствии с ежегодно утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь Планом республиканских централизованных мероприятий.

Подготовку и проведение республиканской олимпиады обеспечивают:

на первом этапе  – учреждения образования;

на втором этапе – отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов (далее – отделы (управления) образования), учреждения областного подчинения, допущенные к участию во втором этапе республиканской олимпиады;

на третьем этапе – управления образования областных, комитет по образованию Минского городского исполнительных комитетов, учреждения  республиканского подчинения, допущенные к участию в третьем этапе республиканской олимпиады;

на заключительном этапе — Министерство образования Республики Беларусь.

8. Первый этап республиканской олимпиады проводится не позднее ноября текущего учебного года, второй – не позднее  декабря текущего учебного года, третий – не позднее  января-февраля текущего учебного года, заключительный – не позднее  марта-апреля текущего учебного года.

Конкретные сроки проведения первого этапа республиканской олимпиады определяют отделы (управления) образования, второго этапа – управления образования областных и комитет по образованию Минского городского исполнительных комитетов. Конкретные сроки проведения третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады определяются приказом  Министра образования Республики Беларусь, но не позднее, чем за два месяца до  начала третьего этапа.

9. Место проведения первого этапа республиканской олимпиады (для учреждений республиканского подчинения  и третьего этапа) определяют учреждения образования, второго этапа определяют  отделы (управления) образования, третьего этапа – управления образования областных и комитет по образованию Минского городского исполнительных комитетов, заключительного этапа – Министерство образования Республики Беларусь.

10. Каждый этап республиканской олимпиады с учетом специфики учебного предмета может включать теоретический, практический, экспериментальный, тестовый, творческий и иные туры.

11. Для подготовки и проведения каждого этапа республиканской олимпиады создаются организационные комитеты (далее — оргкомитеты):

на первом этапе – руководителями учреждений образования;

на втором этапе – отделы (управления) образования;

на третьем этапе – управлениями образования областных, комитетом по образованию Минского городского исполнительных комитетов;

на заключительном этапе – Министерством образования Республики Беларусь.

Для подготовки и проведения республиканской олимпиады в учреждениях областного подчинения на втором этапе и в учреждениях  республиканского подчинения на  третьем этапе оргкомитеты создаются  этими учреждениями образования по согласованию соответственно с оргкомитетами третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады.

Оргкомитет заключительного этапа республиканской олимпиады утверждается  Министерством образования Республики Беларусь не позднее, чем за два месяца до  начала третьего этапа республиканской олимпиады.

12. В состав оргкомитетов первого, второго и третьего этапов республиканской олимпиады могут включаться представители местных исполнительных и распорядительных органов, учреждений образования,  и иных организаций.

В состав оргкомитета заключительного этапа республиканской олимпиады могут включаться представители Министерства образования Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, учреждений образования, находящихся в подчинении Министерства образования Республики Беларусь, иных организаций.

13. На территориях административно-территориальных единиц, определенных для проведения заключительного этапа  республиканской олимпиады, местными исполнительными и распорядительными органами, которым подчиняются учреждения образования, и в которых проводится заключительный этап республиканской олимпиады, формируются местные оргкомитеты. В местные оргкомитеты могут включаться  представители местных исполнительных и распорядительных органов, учреждений образования,  и иных  организаций.

14. Оргкомитеты каждого  этапа республиканской олимпиады:

определяют количество туров, форму и продолжительность проведения каждого из них, кроме оргкомитета  третьего этапа;

формируют и утверждают составы разработчиков олимпиадных заданий  по каждому учебному предмету соответствующего этапа, за исключением оргкомитетов  второго и  третьего этапов;

утверждают тексты олимпиадных заданий по каждому учебному предмету, за исключением оргкомитета  второго и третьего этапов;

формируют и утверждают составы жюри (для второго этапа – в учреждениях областного подчинения, для третьего этапа – в учреждениях республиканского подчинения по согласованию соответственно с оргкомитетами третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады);

разрабатывают и утверждают программы проведения соответствующего этапа республиканской олимпиады по каждому учебному предмету;

обеспечивают тиражирование, хранение олимпиадных заданий и их конфиденциальность;

принимают заявки на участие в соответствующем этапе республиканской олимпиады;

награждают победителей призами;

освещают ход подготовки, проведения и результаты соответствующего этапа республиканской олимпиады  в средствах массовой информации;

осуществляют анализ результатов проведения предыдущего и соответствующего этапов республиканской олимпиады и представляют отчет в оргкомитет следующего этапа согласно приложению 1. Оргкомитеты учреждений областного и республиканского подчинения, участвующих соответственно во втором и  третьем этапах республиканской олимпиады, представляют отчеты по результатам проведенных этапов в оргкомитет третьего и заключительного этапа республиканской олимпиады соответственно.

Оргкомитеты первого, второго и третьего этапов республиканской олимпиады:

формируют команды для участия в следующем этапе республиканской олимпиады из числа победителей, набравших наибольшее количество баллов на  соответствующем  этапе республиканской олимпиады.

Оргкомитеты второго и третьего этапов республиканской олимпиады:

утверждают  порядок проведения  учебных сборов – комплекса учебных занятий и психологического тренинга по  каждому учебному предмету с учетом его специфики для подготовки команды к участию в следующем этапе республиканской олимпиады;

организуют учебные сборы в два-три этапа для подготовки команды к участию в следующем этапе республиканской олимпиады. Проводят отбор учащихся при получении ими одинакового количества баллов на предыдущем этапе. Общая продолжительность учебных сборов по каждому учебному предмету для подготовки команды к третьему этапу республиканской олимпиады  составляет не более 15 дней, к  заключительному этапу – не более 20 дней.

Оргкомитеты  третьего этапа республиканской олимпиады:

утверждают тексты олимпиадных заданий для второго этапа  республиканской олимпиады по каждому учебному предмету;

принимают решение о допуске к участию во втором этапе республиканской олимпиады команды учреждения областного подчинения по отдельному учебному предмету, если количество победителей третьего этапа республиканской олимпиады в предыдущем году от данного учреждения образования по этому учебному предмету составило не менее 50% от количества участников команды;

принимают решение о допуске к участию во втором этапе республиканской олимпиады по отдельному учебному предмету команды учреждения областного подчинения, которое не участвовало в третьем этапе республиканской олимпиады в предыдущем году отдельной командой, если количество победителей от числа представителей данного учреждения образования, участвовавшего в третьем этапе республиканской олимпиады по этому учебному предмету в составе районной команды, составило не менее 50%;

согласовывает составы оргкомитетов и жюри второго этапа республиканской олимпиады учреждения областного подчинения;

формируют и утверждают составы разработчиков олимпиадных заданий по каждому учебному предмету для второго этапа республиканской олимпиады.

15. Оргкомитет заключительного этапа республиканской олимпиады:

формирует и утверждает составы разработчиков олимпиадных заданий  для третьего  и заключительного этапов республиканской олимпиады по каждому учебному предмету;

утверждает тексты олимпиадных заданий для третьего  и заключительного этапов  республиканской олимпиады по каждому учебному предмету;

утверждает  порядок проведения  заключительного этапа республиканской олимпиады по  каждому учебному предмету с учетом его специфики (далее — порядок проведения олимпиады по учебному предмету) и доводит   до сведения управлений образования областных и комитета по образованию Минского городского исполнительных комитетов, учреждений республиканского подчинения  до 1  декабря текущего учебного года;

осуществляет  руководство работой местных оргкомитетов;

принимает решение о допуске к участию в третьем этапе республиканской олимпиады по отдельному учебному предмету команды учреждения республиканского подчинения, если количество победителей заключительного этапа республиканской олимпиады в предыдущем учебном году от данного учреждения образования по этому учебному предмету составило не менее 50% от числа участников команды;

принимает решение о допуске к участию в третьем этапе республиканской олимпиады по отдельному учебному предмету команды учреждения республиканского подчинения, которое не участвовало в заключительном этапе республиканской олимпиады в предыдущем учебном году отдельной командой, если количество победителей от числа представителей учреждения республиканского подчинения, участвовавшего в заключительном этапе республиканской олимпиады в составе областной команды, команды города Минска по этому учебному предмету, составило не менее 50%;

согласовывает составы оргкомитетов и жюри третьего этапа республиканской олимпиады учреждений  республиканского подчинения;

принимает заявки на участие команд от областей, города Минска в заключительном этапе и учреждений республиканского подчинения для участия в третьем  и заключительном этапах республиканской олимпиады отдельными командами по учебным предметам;

принимает решение об участии в заключительном этапе республиканской олимпиады в установленном порядке команд  других государств;

определяет из своего состава уполномоченных представителей для осуществления общего руководства заключительным этапом республиканской олимпиады по учебным предметам, организации  разработки, тиражирования, хранения, доставки и обеспечения конфиденциальности олимпиадных заданий, участия в подведении итогов личного первенства,   определении участников первого этапа учебных сборов – кандидатов в команды Республики Беларусь для участия в международных олимпиадах;

определяет номинацию специального приза Министра образования Республики Беларусь;

анализирует и обобщает итоги заключительного этапа республиканской олимпиады и представляет отчет о ее проведении  Министерству образования Республики Беларусь;

согласовывает состав команд Республики Беларусь для участия в международных олимпиадах;

осуществляет общее руководство подготовкой команд Республики Беларусь для участия в международных олимпиадах;

обеспечивает проведение инструктажа уполномоченным представителем оргкомитета заключительного этапа республиканской олимпиады с ответственными за сопровождение туров олимпиады;

обеспечивает проведение инструктивного совещания уполномоченным представителем оргкомитета заключительного этапа республиканской олимпиады с жюри, участниками и руководителями команд;

обеспечивает проведение инструктажа для специалистов, ответственных за регистрацию и ведение базы данных участников заключительного этапа республиканской олимпиады по каждому учебному предмету.

16. Решения оргкомитетов каждого этапа республиканской олимпиады принимаются на заседаниях и оформляются протоколами. Оргкомитет правомочен принимать решение, если на нем присутствует не менее 2/3 утвержденного состава оргкомитета. Решение оргкомитета считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов оргкомитета.

17. Местные оргкомитеты:

вносят предложения в программу проведения заключительного этапа республиканской олимпиады по соответствующему учебному предмету;

обеспечивают организацию размещения, питания, транспортного, медицинского и культурного обслуживания участников заключительного этапа республиканской олимпиады по соответствующему учебному  предмету, а также  организацию размещения руководителей команд и членов жюри;

обеспечивают предоставление лабораторного, компьютерного и другого необходимого оборудования в соответствии  с порядком проведения  олимпиады по каждому учебному предмету для организации подготовительных работ и проведения туров заключительного этапа республиканской олимпиады;

назначают ответственных  за сопровождение туров заключительного этапа республиканской олимпиады;

назначают специалистов, ответственных за  регистрацию и ведение базы данных участников заключительного этапа республиканской олимпиады;

обеспечивают проведение инструктажа  участников по охране труда, правилам пожарной безопасности  и правилам дорожного движения;

обеспечивают дежурство в месте проведения туров заключительного этапа республиканской олимпиады по каждому учебному предмету.

18. Для подведения итогов личного первенства на  каждом этапе республиканской олимпиады создается жюри.

Состав жюри на всех этапах республиканской олимпиады по каждому учебному предмету формируется из специалистов по соответствующим учебным предметам. Жюри возглавляет председатель, а в его отсутствие – заместитель председателя.

19. Количественный состав жюри на  всех этапах республиканской олимпиады устанавливается от 3 до 20 человек в зависимости от  специфики  учебного предмета, по которому проводится олимпиада.

20. Жюри первого, второго, третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады:

утверждает критерии оценки результатов выполнения олимпиадных заданий;

проверяет и оценивает выполнение олимпиадных заданий соответствующего тура;

информирует участников о результатах  каждого тура соответствующего этапа республиканской олимпиады по соответствующему учебному предмету;

рассматривает обращения участников по вопросам, возникшим у них по результатам оценивания выполненных ими олимпиадных заданий, после завершения  всех туров соответствующего этапа республиканской олимпиады по каждому учебному предмету;

информирует участников о результатах их участия в соответствующем этапе республиканской олимпиады;

знакомит участников  и руководителей команд  с авторскими решениями олимпиадных заданий, представленными их разработчиками, после завершения всех туров соответствующего этапа республиканской олимпиады;

определяет победителей соответствующего этапа республиканской олимпиады;

вносит предложения в оргкомитет соответствующего этапа республиканской олимпиады по награждению участников;

оформляет протоколы решений.

21. Жюри заключительного этапа республиканской олимпиады определяет из числа победителей кандидатов в команды Республики Беларусь для участия в международных олимпиадах.

22. Решения жюри каждого этапа республиканской олимпиады принимаются на  их заседаниях и оформляются протоколами. Жюри  правомочно принимать решение, если на заседании присутствует не менее 2/3 утвержденного состава жюри. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов жюри.

23. Обращения участников по вопросам оценивания  выполненных ими олимпиадных заданий направляются в жюри и рассматриваются им на следующий день после завершения последнего тура соответствующего этапа республиканской олимпиады.

24. По окончании каждого этапа республиканской олимпиады по учебному предмету жюри  передают в  оргкомитет соответствующего этапа республиканской олимпиады свои решения, общие списки участников с набранными баллами, выполненные ими олимпиадные задания.

Глава 3. Участники республиканской олимпиады

25. В первом этапе республиканской олимпиады принимают участие все желающие учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, образовательных программ среднего специального образования на основе общего базового образования.

Количество участников второго этапа республиканской олимпиады устанавливается  отделами (управлениями) образования, третьего этапа  – управлениями образования областных, комитетом по образованию Минского городского исполнительных комитетов

Во втором этапе республиканской олимпиады принимают участие  победители первого этапа в соответствии с заявками учреждений образования, расположенных на территории данного района, города.

По решению оргкомитета третьего этапа республиканской олимпиады к участию во втором этапе республиканской олимпиады по  отдельным учебным предметам могут быть допущены команды учреждений областного подчинения в соответствии  с заявками руководителей данных учреждений. По другим  учебным предметам учащиеся учреждений областного подчинения принимают участие в республиканской олимпиаде в  общем порядке.

Количественный состав команд учреждений областного подчинения, допущенных на второй этап республиканской олимпиады по отдельным учебным предметам,  определяется оргкомитетом  третьего этапа республиканской олимпиады.

В третьем этапе республиканской олимпиады принимают участие победители второго этапа в соответствии с заявками отделов (управлений) образования и допущенные команды учреждений республиканского подчинения в соответствии  с заявками руководителей этих учреждений. По другим  учебным предметам учащиеся учреждений республиканского подчинения принимают участие в республиканской олимпиаде в  общем порядке.

Количественный состав команды учреждения республиканского подчинения, допущенной на третий этап республиканской олимпиады по отдельным учебным предметам в текущем учебном году и участвовавшей в заключительном этапе республиканской олимпиады в предыдущем учебном году, определяется исходя из количественного состава победителей в заключительном этапе республиканской олимпиады  предыдущего учебного года по соответствующему учебному предмету от данного учреждения образования, увеличенного в пять раз.

Количественный состав команды учреждения республиканского подчинения, допущенной на третий этап республиканской олимпиады по отдельным предметам в текущем учебном году и не участвовавшей в заключительном этапе республиканской олимпиады в предыдущем учебном году, определяется исходя из количественного состава победителей в заключительном этапе республиканской олимпиады предыдущего учебного года по соответствующему  учебному предмету от данного учреждения образования в составе областной команды, команды города Минска, увеличенного в пять раз.

При формировании команд для участия в третьем этапе в их состав, минуя первый и второй этапы республиканской олимпиады, включаются победители заключительного этапа республиканской олимпиады предыдущего учебного года по соответствующему учебному предмету.

26. В заключительном этапе республиканской олимпиады по каждому учебному предмету принимают участие по одной команде от каждой области и города Минска в соответствии  с заявками  управлений образования областных, комитета по образованию Минского городского исполнительных комитетов, а также по одной команде учреждений республиканского подчинения, принявших участие в третьем этапе республиканской олимпиады в соответствии с заявками учреждений республиканского подчинения.

27. В состав областных  команд, команд города Минска и учреждений  республиканского подчинения для участия в заключительном этапе республиканской олимпиады включаются только победители третьего этапа по каждому учебному предмету в следующем количестве: по английскому языку, истории, обществоведению –  не более 9, по немецкому и французскому языкам  –  не более 6, по испанскому языку – не более 4, по астрономии –  не более  5,  по математике –  не более 20, по остальным учебным предметам – не более 15 человек.

28. Составы областных команд, команды города Минска по каждому учебному предмету, а также команды учреждения республиканского подчинения по соответствующему учебному предмету  на заключительный этап республиканской олимпиады формируются из числа победителей третьего этапа республиканской олимпиады, получивших большее количество баллов на третьем этапе республиканской олимпиады.

При этом состав команды обязательно включает:

         по математике – по 15% от состава команды лучших учащихся каждого из VIII-XI классов, XII  класса вечерней школы, в том числе учащихся соответствующих курсов учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования;

         по русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе, физике, химии, биологии и географии – по 20% от состава команды лучших учащихся из завершающего класса II ступени и каждого из классов III ступени общего среднего образования, в том числе учащихся соответствующих курсов учреждений профессионально-технического и среднего специального образования;

         по английскому, французскому и немецкому языкам, истории, обществоведению – по 30% каждого из классов III ступени общего среднего образования, в том числе учащихся соответствующих курсов учреждений профессионально-технического и среднего специального образования;

по испанскому языку – по 20% от состава команды лучших учащихся  каждого из классов III ступени общего среднего образования, в том числе учащихся соответствующих курсов учреждений профессионально-технического и среднего специального образования;

по трудовому обучению – по 30% от состава команды лучших учащихся из завершающего класса II ступени и каждого из классов III ступени общего среднего образования, в том числе учащихся соответствующих курсов учреждений профессионально-технического и среднего специального образования.

Остальные места в областной команде, команде города Минска по каждому учебному предмету, а также команде учреждения  республиканского подчинения по соответствующему учебному предмету  на заключительный этап республиканской олимпиады заполняются победителями третьего этапа в соответствии с набранным количеством баллов независимо от класса.

Состав областной команды, команды города Минска,  а также команды учреждения республиканского подчинения по информатике и астрономии  на заключительный этап республиканской олимпиады формируются из числа победителей третьего этапа республиканской олимпиады в соответствии с набранным количеством баллов независимо от класса (курса).

Количественный состав областной команды, команды города  Минска по каждому учебному предмету должен соответствовать квоте, указанной в пункте 27 настоящей Инструкции.

Состав команды  утверждается приказом руководителя управления образования областного и комитета по образованию Минского городского исполнительных комитетов.

29. Оргкомитеты третьего этапа республиканской олимпиады имеют право в порядке исключения принять решение о включении персонально в состав  команд по соответствующему учебному предмету сверх квоты, указанной в пункте 27 настоящей Инструкции, победителей заключительного этапа республиканской  и международной олимпиад предыдущего года – победителей третьего этапа олимпиады текущего учебного года, не вошедших в состав команды.

30. В состав областной команды и команды города Минска могут включаться дополнительно учащиеся-победители третьего этапа республиканской олимпиады города — организатора олимпиады  по данному учебному предмету в количестве не более  30 %  от количественного состава областной команды и города Минска.

31. Управления образования областных, комитет по образованию Минского городского исполнительных комитетов, руководители учреждений республиканского подчинения до 10 февраля  текущего учебного года подают заявки в оргкомитет заключительного этапа республиканской олимпиады на участие соответствующих команд в заключительном этапе республиканской олимпиады, а в день открытия заключительного этапа республиканской олимпиады – уточненную заявку  согласно приложению 2.

Заявки, поступившие позднее указанного срока, а также не установленной формы, оргкомитетом заключительного этапа  республиканской олимпиады не рассматриваются.

32. Каждую областную команду, команду города Минска и учреждений республиканского подчинения сопровождает руководитель команды, назначаемый соответственно управлением образования областного, комитетом по образованию Минского городского исполнительных комитетов, руководителем учреждения республиканского подчинения.

33. Областные команды, команды города Минска и учреждений  республиканского подчинения, не явившиеся на заключительный этап республиканской олимпиады в день ее открытия, к участию в нем не допускаются.

34. По решению оргкомитета заключительного этапа  республиканской олимпиады к участию в заключительном этапе республиканской олимпиады могут допускаться команды других государств в количестве не более 6 человек.

Глава 4. Порядок  проведения  заключительного  этапа республиканской  олимпиады

35. В день заезда  участников заключительного этапа республиканской олимпиады осуществляются:

регистрация участников на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность,  либо  справки с места учебы, подписанной руководителем учреждения образования, с фотографией; уточненной заявки, представленной руководителем команды, которая сверяется с заявкой, направленной в оргкомитет заключительного этапа республиканской олимпиады. На каждого участника заводится личная карточка с присвоением идентификационного номера;

расселение участников областных команд, команд города Минска, учреждений республиканского подчинения и руководителей команд;

инструктаж уполномоченного представителя оргкомитета заключительного этапа республиканской олимпиады с ответственными за сопровождение туров олимпиады;

церемония торжественного открытия республиканской олимпиады;

инструктивное совещание уполномоченного представителя оргкомитета заключительного этапа республиканской олимпиады с членами жюри, участниками  и руководителями команд;

проведение с участниками инструктажа по охране труда, правилам пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

36. Количество туров, форма и продолжительность их проведения устанавливаются в соответствии с  порядком  проведения олимпиады по каждому учебному предмету, утверждаемым оргкомитетом заключительного этапа республиканской олимпиады.

37. В месте проведения туров могут находиться  только ответственные за сопровождение соответствующих туров, которые назначаются приказами  руководителей отделов (управлений) образования населенных пунктов, определенных для проведения заключительного этапа республиканской олимпиады, а также уполномоченный представитель оргкомитета заключительного этапа республиканской олимпиады (в случае необходимости). Ответственными за сопровождение туров заключительного этапа олимпиады по предмету не могут быть специалисты по данному учебному предмету.

При возникновении сбоев в работе оборудования или других непредвиденных ситуациях по согласованию с уполномоченным представителем оргкомитета заключительного этапа республиканской олимпиады в месте проведения тура возможно присутствие соответствующих специалистов.

В месте проведения тура в целях усиления мер контроля за его проведением (класс, кабинет, аудитория и иные приспособленные помещения) организуется дежурство.

38. Порядок шифрования и дешифрования работ участников осуществляется согласно установленному порядку проведения олимпиады по  соответствующему учебному предмету.

39. В кабинетах (аудиториях), предназначенных для выполнения олимпиадных заданий, количество специально оборудованных и пронумерованных рабочих мест должно соответствовать количеству участников. За одним столом должен находиться один человек и рядом не могут находиться представители одной команды.

40. В каждом учреждении образования, определенном для проведения тура заключительного этапа республиканской олимпиады, во время проведения олимпиады организуется дежурство медицинского работника.

41. Порядок сбора и представления жюри выполненных участниками олимпиадных заданий определяется в соответствии с порядком проведения олимпиады по каждому учебному предмету.

42. Материально-техническое обеспечение проведения заключительного этапа республиканской олимпиады определяется  в соответствии с порядком проведения  олимпиады по каждому учебному предмету.

Глава 5. Права  и  обязанности  участников   заключительного  этапа республиканской  олимпиады, руководителей  команд

43. Во время проведения тура  заключительного этапа республиканской олимпиады участник имеет право:

задавать вопросы жюри по условию олимпиадного задания;

пользоваться необходимыми для выполнения олимпиадных заданий средствами, разрешенными в соответствии с установленным порядком проведения олимпиады по соответствующему учебному предмету;

покидать место выполнения олимпиадного задания в исключительных случаях с разрешения и в сопровождении лица, ответственного за сопровождение тура по соответствующему учебному предмету.

44. Во время проведения тура  заключительного этапа республиканской  олимпиады участнику запрещается:

приносить и использовать книги, тетради, записи, собственные электронные носители информации, сумки, мобильные телефоны и другие средства электронной связи;

разговаривать, менять место своего расположения без разрешения лица, ответственного за сопровождение тура по соответствующему учебному предмету, обмениваться  записями с другими участниками.

45. Участник заключительного этапа  олимпиады обязан:

соблюдать правила охраны труда, правила пожарной безопасности и правила дорожного движения;

 соблюдать выполнение программы проведения олимпиады;

 соблюдать требования порядка проведения заключительного этапа республиканской олимпиады по соответствующему учебному предмету.

 46. На протяжении всего периода, определенного для проведения заключительного этапа республиканской олимпиады, участник  не имеет права отлучаться без  разрешения или сопровождения руководителя команды.

47. Участник может быть отстранен от участия в заключительном этапе республиканской олимпиады в случае:

опоздания на очередной тур без уважительной причины;

нарушения  установленного порядка проведения олимпиады по  соответствующему учебному предмету;

умышленной порчи компьютерного и другого оборудования;

невыполнения требований, предусмотренных  настоящей Инструкцией.

48. Руководители областных команд,  команд города Минска и учреждений образования республиканского подчинения:

несут персональную ответственность за сохранение жизни и здоровья участников команды в период проведения заключительного этапа республиканской олимпиады;

отвечают за дисциплину и порядок в командах;

обеспечивают своевременную  и организованную явку членов команды на туры заключительного этапа республиканской олимпиады, а также на все мероприятия, предусмотренные программой заключительного этапа республиканской олимпиады;

сопровождают членов команды на всех мероприятиях, предусмотренных программой, кроме туров  олимпиады.

Глава 6.  Подведение итогов республиканской олимпиады

49. На  всех этапах республиканской олимпиады жюри определяет победителей из числа участников соответствующего этапа республиканской олимпиады.

50. Количество победителей на первом этапе республиканской олимпиады устанавливается учреждениями образования, на втором этапе –  отделами (управлениями) образования.

Количество победителей на третьем и заключительном этапах составляет не более 45% от общего количества участников соответствующего этапа по каждому учебному предмету. При этом общее количество баллов, набранных участником, должно составлять более 50%  от установленного возможного максимального количества баллов.

51. Победители каждого этапа республиканской олимпиады награждаются дипломами I, II и III степени и призами. Количество дипломов I, II и III степени на каждом этапе республиканской олимпиады определяется исходя из следующей пропорции: не более 50% от количества победителей награждаются дипломами III  степени, не более 30% — дипломами  II степени, не более 20% —  дипломами  I степени.

52. Установленное в соответствии с пунктом 50 настоящей Инструкции  количество победителей может быть увеличено по решению жюри в случае, если несколько участников набрали одинаковое количество баллов, соответствующее низшему уровню, достаточному для определения победителя.

53. Установленное в соответствии с пунктами 51 и 52 настоящей Инструкции  количество дипломов I, II и III степени утверждается решением жюри. 

54. Победители заключительного этапа республиканской олимпиады награждаются призами Министерства образования Республики Беларусь.

По решению жюри отдельные участники  заключительного этапа республиканской олимпиады могут быть награждены похвальными отзывами.

55. Жюри заключительного этапа республиканской олимпиады вносит предложения о награждении отдельных  участников специальными призами, учрежденными оргкомитетом заключительного этапа республиканской олимпиады, местными исполнительными и распорядительными органами, научными организациями, учреждениями образования, и иными организациями.

56. Жюри заключительного этапа республиканской олимпиады определяет участников первого этапа учебных сборов — кандидатов в  команды Республики Беларусь для участия в международных олимпиадах из числа победителей заключительного этапа республиканской олимпиады.

Количественный состав участников первого этапа учебных сборов — кандидатов в команды Республики Беларусь для участия в международных олимпиадах определяется исходя из количественного состава участников соответствующей международной олимпиады, установленного международным оргкомитетом, увеличенного в два-три раза.

57. Оргкомитет заключительного этапа республиканской олимпиады анализирует и обобщает  материалы работы жюри заключительного этапа республиканской олимпиады и представляет отчет Министерству образования Республики Беларусь.

58. Списки победителей третьего этапа республиканской олимпиады учреждений республиканского подчинения, представляемые соответствующими оргкомитетами, утверждаются приказом Министра образования Республики Беларусь. Списки победителей заключительного этапа республиканской олимпиады, участников первого этапа учебных сборов – кандидатов в команды Республики Беларусь для участия в международных олимпиадах, научных и педагогических руководителей команд Республики Беларусь для участия в международных олимпиадах, а также ответственных за организацию и проведение учебных сборов, утверждаются приказом Министра образования Республики Беларусь.

Глава 7. Порядок подготовки, хранения  и доставки олимпиадных заданий для третьего и   заключительного  этапов республиканской  олимпиады

59. Олимпиадные задания для третьего этапа республиканской олимпиады по каждому учебному предмету:

могут разрабатываться на двух государственных языках (кроме олимпиад по русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе, английскому, французскому, немецкому и испанскому языкам): на белорусском языке – в соответствии с письменными заявками управлений образования областных, комитета по образованию Минского городского исполнительных комитетов, учреждений республиканского подчинения,  направленных в оргкомитет заключительного этапа республиканской олимпиады не позднее, чем за месяц до начала третьего этапа олимпиады;

представляются разработчиками в оргкомитет заключительного этапа республиканской олимпиады  в запечатанном виде не позднее чем за две недели до начала соответствующего этапа олимпиады;

тиражируются в одном экземпляре для областей, города Минска, учреждений республиканского подчинения  по каждому учебному предмету уполномоченными представителями оргкомитета в присутствии разработчиков олимпиадных заданий не позднее чем за неделю до начала соответствующего этапа  олимпиады, раскладываются в конверты, опечатываются и хранятся в сейфе заместителя председателя оргкомитета заключительного этапа олимпиады;

доставляются в опечатанном виде уполномоченными представителями  оргкомитета заключительного этапа республиканской олимпиады в управления образования областных, комитет по образованию Минского городского исполнительных комитетов, отделы (управления) образования населенных пунктов, определенных для проведения третьего этапа олимпиады по соответствующим учебным предметам, учреждения республиканского подчинения, допущенные к участию в третьем этапе республиканской олимпиады по соответствующим учебным предметам;

тиражируются  членами оргкомитета третьего этапа республиканской олимпиады в присутствии уполномоченного представителя оргкомитета заключительного этапа олимпиады по каждому учебному  предмету;

раскладываются в конверты в соответствии с рассадкой участников по кабинетам (классам) учреждений образования, а также для членов жюри и руководителей команд по каждому учебному предмету и опечатываются;

хранятся в опечатанных помещениях (сейфах) управлений образования областных, комитета по образованию Минского городского исполнительных комитетов, отделов (управлений) образования населенных пунктов, определенных для проведения  олимпиады по соответствующим учебным предметам, учреждений  республиканского подчинения;

доставляются  членами оргкомитета третьего этапа республиканской олимпиады в учреждения образования в  день проведения туров;

вскрываются членами оргкомитета третьего этапа в присутствии участников олимпиады по каждому учебному предмету.

60. Разработчики обеспечивают конфиденциальность олимпиадных заданий с момента подготовки до завершения третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады.

61. Олимпиадные задания для заключительного этапа  республиканской олимпиады по каждому учебному предмету:

могут разрабатываться авторами на двух государственных языках (кроме олимпиад по русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе, английскому, французскому, немецкому и испанскому языкам): на белорусском языке –  в соответствии с письменными заявками управлений образования областных, комитета по образованию Минского городского исполнительных комитетов, учреждений республиканского подчинения, направленных в оргкомитет заключительного этапа республиканской олимпиады до 10 февраля текущего учебного года;

представляются разработчиками в оргкомитет заключительного этапа республиканской олимпиады  в запечатанном виде не позднее чем за две недели до начала соответствующего этапа олимпиады;

тиражируются в соответствии с заявками по каждому предмету, поступившими от управлений образования областных, комитета по образованию Минского городского исполнительных комитетов, учреждений республиканского подчинения, а также в соответствии с порядком проведения олимпиады по каждому предмету;

доставляются уполномоченными представителями оргкомитета заключительного этапа республиканской олимпиады в учреждения образования, определенные для проведения  олимпиады по соответствующим учебным предметам, в опечатанном виде;

хранятся в опечатанных помещениях (сейфах) учреждений образования, определенных для проведения  олимпиады по соответствующим учебным предметам;

доводятся до участников в соответствии с установленным порядком  проведения олимпиады по каждому учебному предмету.

Глава 8. Формирование и подготовка сборных команд Республики Беларусь для участия в международных олимпиадах

62. Ответственные за организацию и проведение учебных сборов в апреле-августе, организуют учебные сборы  (не более трех этапов) общей продолжительностью не более 30 дней с целью подготовки и формирования команд Республики Беларусь для участия в международных олимпиадах.

63. Проезд  участников к месту проведения учебных сборов  и обратно обеспечивают учреждения образования, учащиеся которых являются  кандидатами в команды  Республики Беларусь. 

64. Научные и педагогические руководители команд Республики Беларусь для участия в международных олимпиадах по результатам  учебных сборов вносят предложения в оргкомитет заключительного этапа республиканской олимпиады по составу команд.

 65. Состав команд Республики Беларусь для участия в международных олимпиадах по каждому учебному предмету  утверждается приказом Министра образования Республики Беларусь. 

Глава 9. Финансирование  республиканской олимпиады

66. Финансирование второго этапа республиканской  олимпиады осуществляется районными и городскими исполнительными комитетами, третьего этапа республиканской  олимпиады – областными и Минским городским исполнительными комитетами  за счет  средств местных бюджетов, выделенных на образование,  и иных  источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Финансирование проведения учебных сборов для участия в третьем этапе республиканской олимпиады осуществляется районными и городскими исполнительными комитетами соответственно, в  заключительном этапе – областными и Минским городским исполнительными комитетами за счет  средств местных бюджетов, выделенных на  образование,  и иных  источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Финансирование заключительного этапа республиканской олимпиады осуществляет Министерство образования Республики Беларусь в пределах средств республиканского бюджета, выделенных на образование, и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

67. Размер стоимости призов для победителей заключительного этапа республиканской олимпиады, награжденных дипломом I степени, составляет  десять базовых величин, дипломом II степени —  восемь базовых величин и дипломом III степени —  шесть базовых величин.

Размер специального приза Министра образования Республики Беларусь составляет двенадцать базовых величин.

68. Оплата труда членов жюри и работников, привлекаемых для разработки олимпиадных заданий, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

69. Финансирование проведения учебных сборов кандидатов в команды Республики Беларусь для участия в международных олимпиадах, а также направление участников команд, их научных и педагогических руководителей для участия в международных олимпиадах осуществляется Министерством образования Республики Беларусь в пределах средств республиканского бюджета, выделенных на образование, и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

План мероприятий по работе с одаренными детьми на 2022-2027 г.г.
МероприятияСрокиОтветственныеОжидаемый результат
1.Выявление направления и вида одаренности учащихся: диагностика учащихся; анкетирование родителей; собеседование с педагогическими работникамиСентябрь, ежегодноПедагог-психолог, классные руководители, учителя-предметникиСоставление базы данных одаренных и высокомотивированных учащихся по интеллектуальной, научно-технической, художественно-творческой, физкультурно-спортивной направленностям
2.Планирование деятельности с одаренными и высокомотивированными учащимися: составление плана работы разработка индивидуальных программ развития учащихся; организация работы школьного научного общества учащихся (далее – НОУ). Подготовка к научно-практической конференции; расширение сети факультативных занятий, занятий по интересам в системе дополнительного образования с учетом способностей и запросов учащихсяСентябрь, ежегодно       Апрель, ежегодно   Май, ежегодноЗаместители директора, руководители школьных учебно-методических объединений, учителя-предметники, педагог-психолог, руководители НОУКалендарь массовых мероприятий и индивидуальных консультаций по работе с одаренными и высокомотивированными учащимися на текущий учебный год
3.Методическое обеспечение работы с одаренными детьми: изучение нормативной правовой документации по работе с одаренными и высокомотивированными детьми; обучение на курсах повышения квалификации; участие в работе тематических семинаров, заседаний районных и школьных учебно-методических объединений; изучение обобщение и распространение передового педагогического опытаВ течение учебного годаЗаместители директора, руководители школьных учебно-методических объединений, учителя-предметникиПрофессиональное сопровождение и создание благоприятной образовательной  среды для развития способных и одаренных детей
4.Подготовка и проведение первого этапа республиканской олимпиады по учебным предметам: разработка олимпиадных заданий; составление расписания проведения шпервого этапа республиканской олимпиады по учебным предметам; организация работы предметных жюри; подведение итоговОктябрь, ноябрь, ежегодноЗаместители директора, руководители школьных учебно-методических объединений, учителя-предметникиУчастие в первом этапе республиканской олимпиады, повышение мотивации учащихся, отбор участников второго этапа республиканской олимпиады по учебным предметам
5.Подготовка и проведение «Фестиваля знаний»: составление графика проведения предметных дней; разработка программ предметных дней; проведение предметных дней; подведение итогов и анализ мероприятий планаМарт, ежегодноЗаместители директора, руководители школьных учебно-методических объединений, учителя-предметникиПовышение мотивации учащихся к изучению предметов, расширение кругозора учащихся, развитие интеллекта и информационных компетентностей
6.Участие в конкурсе работ исследовательского характера (конференции) «Эврика», конкурсе биолого-экологических работ, «Энергомарафоне», научно-практической конференции «Квант», дистанционных олимпиадахВ течение годаЗаместители директора, руководители школьных учебно-методических объединенийРазвитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности и научной работе, содействие более широкому и глубокому ознакомлению учащихся с современными  научными достижениями, обучение учащихся основам техники представления и презентации собственных результатов исследовательского проекта, оказание содействия в осознанном выборе профессии
7.Участие в конкурсах фестивалях художественно-эстетической направленностиВ течение годаЗаместитель директора по воспитательной работе, педагог дополнительного образования, учителя эстетического направленияПриобщение учащихся к творческому процессу постижения нравственных основ национальной культуры и духовного богатства народа, повышение интереса учащихся к изучению культурных традиций
8.Выставка работ детского творчества: сменные выставки в учреждении образования; участие в городских, областных выставках1 раз в полугодие, по мере поступления предложенийЗаместитель директора по воспитательной работе, педагог дополнительного образования, учителя эстетического направленияРазвитие у учащихся художественно-творческих способностей, приобретение социального опыта
9.Организация и проведение спортивных праздников, соревнований и конкурсов: соревнования по мини-футболу, баскетболу, волейболу, пионерболу, теннису; спортивные праздники и Дни здоровья;
туристические походы; военно-патриотические мероприятия; городские соревнования   по зимним видам спорта, легкой атлетике
В течение учебного годаЗаместитель директора по воспитательной работе, учителя физической культуры и здоровья, руководители физического воспитания, классные руководителиПовышение иммунитета, снижение динамики простудных заболеваний, развитие выносливости, коммуникативных навыков, популяризация спортивных игр, увеличение охвата занятости в спортивных секциях, занятиях по интересам спортивной направленности
10.Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции: выбор темы и вида работы; проведение консультаций по оформлению работ; поиск и обработка информации; оформление материалов; проверка на плагиат; проведение школьного этапа; отбор работ для участия в областном этапе научно-практической конференции школьниковАпрель, ежегодноЗаместитель директора по учебной работе, руководители НОУПовышение активности участия учащихся в научно-практической деятельности, развитие интеллектуальных способностей, выявление участников областного этапа
11.Мониторинг выполнения программы по работе с одаренными и высокомотивированными учащимися: анализ результативности участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах различного уровня; анализ возможностей для развития одаренных детей,  предоставленных учреждением образования; корректировка программы по работе с одаренными и высокомотивированными учащимисяМай, ежегодноЗаместители директора, руководители школьных учебно-методических объединений, руководители НОУ, учителя-предметникиОпределение уровня выполнения программы по работе с одаренными и высокомотивированными учащимися, корректировка программы, составление списков учащихся и педагогов, имеющих высокие достижения, пополнение «Банка одаренных учащихся»
12.Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми: приобретение технических, компьютерных и программных средств обучения  для организации работыЕжегодноРуководство учреждения образованияУлучшение материально-технической базы учреждения образования
Олимпиадные задания по учебным предметам

Олимпиадные задания по учебному предмету «Английский язык»

Олимпиадные задания по учебному предмету «Астрономия»

Олимпиадные задания по учебному предмету «Белорусский язык и литература»

Олимпиадные задания по учебному предмету «Биология»

Олимпиадные задания по учебному предмету «География»

Олимпиадные задания по учебному предмету «Информатика»

Олимпиадные задания по учебным предметам «История Беларуси», «Всемирная история»

Олимпиадные задания по учебному предмету «Математика»

Олимпиадные задания по учебному предмету «Немецкий язык»

Олимпиадные задания по учебному предмету «Обществоведение»

Олимпиадные задания по учебному предмету «Русский язык и литература»

Олимпиадные задания по учебному предмету «Трудовое обучение»

Олимпиадные задания по учебному предмету «Физика»

Олимпиадные задания по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»

Олимпиадные задания по учебному предмету «Химия»

Олимпиадные задания прошлых лет можно найти перейдя на сайт Адукар