История, традиции, достижения учреждения образования

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 30 г. Витебска имени М.И.Маценко» было основано 22 августа 1966 года решением Витебского городского Совета народных депутатов.

Средняя школа № 30 г. Витебска — одна из старейших школ города. Более 5 тысяч учащихся за 45 лет стали ее выпускниками. В настоящее время это современное учреждение образования, имеющее свои традиции. В школе обучается 390 учащихся, открыто 18 классов.

Особенностью школы является наличие классов, учащиеся которых посещают факультативные занятия правовой направленности.

С 2009 по 2015 года ГУО «Средняя школа № 30 г. Витебска имени М.И.Маценко» являлась районной площадкой для формирования инновационного и передового опыта по теме «Внедрение модели кадетского воспитания и образования школьников, основанной на военно-исторических традициях белорусского народа».

В 2015/2016 учебном году на основании методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.04.2009 года открыты классы, учащиеся которых посещают факультативные занятия правовой направленности (правовые классы). 

В 2016/2017 учебном году учреждение образования работает над реализацией районного творческого проекта по теме «Внедрение модели формирования гражданско-правовых компетенций в образовательный процесс на основе системной организации урочной и внеурочной деятельности (для учащихся правовых классов)».

С 2017 года  и по сей день учреждение образования работает над реализацией районного творческого проекта по теме «Внедрение модели формирования гражданско-правовых компетенций в образовательный процесс на основе системной организации урочной и внеурочной деятельности (для учащихся правовых классов)».

Учреждение образования разработаны локальные нормативные документы по работе в правовых классах:

  • Положение об организации образовательного процесса в классе, учащиеся которого посещают факультативные занятия правовой направленности;
  • Устав класса, учащиеся которого посещают факультативные занятия правовой направленности;
  • Правила ношения единой формы учащимися посещающих факультативные занятия правовой направленности.

Учреждение образования организовано сотрудничество с Военной Академией Республики Беларусь, Академией МВД Республики Беларусь, отделом по чрезвычайным ситуациям г. Витебска, Могилевским институтом МВД Республики Беларусь.

Для учащихся школы организованы «Час вальса», «Час футбола», «Час плавания» на базе бассейна «Молодость», мини-футбол, настольный теннис, волейбол, баскетбол; занятия по строевой и огневой подготовке, стрельбе, по приемам самозащиты, которые проводят сотрудники управления внутренних дел Витебского облисполкома. Также  организована работа клуба спортивной гимнастики «Берсерк».

Традицией в работе с учащимися 5 класса стал прием в учащиеся правовых классов совместно с УВД Витебского облисполкома и областным военкоматом. Ежегодно проводятся конкурсы «Честь мундира», «Путь к генералу», «Зарницы»; олимпиады правовых знаний «От прав ребенка к правам человека»; воспитательные мероприятия под девизом «Жизнь – родине, честь – никому», а также смотр военной песни и строя. Каждое лето организуется пришкольный оздоровительный и спортивно-правовой лагеря. Систематически проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, милиции и вооруженных сил Республики Беларусь.

За период существования правовых классов более 70 учащихся школы стало курсантами военной академии, более 30 учащихся – академии МВД, более 45 учащихся – студентами ВУЗов и СУЗов юридического профиля.

С 2020 по 2023 годы в учреждении образования организована работа по реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений».

Цель проекта: научно-методическое обеспечение и эффективная организация процесса формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся как условия успешной социализации личности в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:

— проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования и развития коммуникативной компетентности, эффективный опыт организации работы по развитию коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях Республики Беларусь;

—  внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования модель формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений;

— разработать механизм внедрения модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений в социальное пространство учреждения образования, региона;

— определить, апробировать и внедрить методическое обеспечение, оптимальные формы и методы формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений;

— создать благоприятные условия для формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений;

— обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.

С 2021/2022 учебном году в учреждении образования созданы профильные группы X-XI классов аграрной направленности.

Учащимся аграрной группы  углубленно изучают биологию, химию, а также посещают факультативные занятия «Введение в аграрные профессии». 

Учащиеся аграрных классов получают знания в области сельского хозяйства, что позволит лучше понимать сельскохозяйственные профессии и их сложность; смогут увереннее планировать своё профессиональное будущее, а значит, точнее оценивать перспективы трудоустройства и работы в аграрной сфере. 

С 2023/2024 года  в учреждении образования создана профильная группа X класса правовой направленности. 

Учащиеся группы правовой направленности на повышенном уровне изучают учебные предметы «Обществоведение» и «Английский язык», а также посещают факультативные занятия «Основы права». 

С 2023/2024 года учреждение образования начало работу по реализации республиканского инновационного проекта по теме «Внедрение модели формирования активной гражданской позиции учащихся и готовности к реализации общественно значимых инициатив посредством применения технологий социального творчества и командообразования». 

Цель инновационного проекта: обеспечить развитие потребности учащихся и способности к проявлению активной гражданской позиции, готовности к реализации общественно значимых инициатив в условиях применения технологий социального творчества и командообразования.

Задачи инновационного проекта:

  1. Определить и создать комплекс организационно-педагогических условий в учреждении образования, обеспечивающих эффективное формирование активной гражданской позиции учащихся и их готовности к реализации общественно значимых инициатив посредством применения технологий социального творчества и командообразования в контексте концепции разработанной модели.
  2. Разработать методическое обеспечение, включая и диагностический инструментарий, для реализации разработанной модели формирования активной гражданской позиции учащихся и готовности к реализации общественно значимых инициатив посредством применения технологий социального творчества и командообразования.
  3. Определить и реализовать механизмы оперативного и эффективного управления реализацией модели формирования активной гражданской позиции учащихся и готовности к реализации общественно значимых инициатив, а также анализ и обобщение продуктивного педагогического опыта, трансфер технологий.
  4. Обеспечить реализацию комплекса методических мероприятий, направленных на развитие профессиональных  компетенций, личностных качеств педагогов как ведущего фактора формирования активной гражданской позиции учащихся и их готовности к реализации общественно значимых инициатив.
  5. Оценить результативность внедрения модели формирования активной гражданской позиции учащихся и готовности к реализации общественно значимых инициатив посредством применения технологий социального творчества и командообразования с использованием разработанного диагностического инструментария, определить направления и средства дальнейшего совершенствования гражданско-патриотического воспитания обучающихся с учетом актуального социально-личностного заказа.